Из 17 победителей премии губернатора Московской области в сферах науки, технологии, техники и инноваций для молодых учёных и специалистов три позиции заняли представители Пущинского научного центра биологических исследований РАН. Среди них авторский коллектив Института биохимии и физиологии микроорганизмов. В чём может помочь его исследование? И чем помогла ему премия? О темах и методах, ощущениях и перспективах корреспонденту газеты «Пущинская среда» рассказали три героини этой работы. Что пишут СМИ о нас в Международный день женщин и девочек в науке – читайте в материале о победительницах конкурса.
Радость и удивление – так описывают свои чувства участницы научной группы. Их работа за два года, а это комплекс исследований, была оценена не просто на высоком уровне, но и по значимым критериям.
– Там учитываются, какие у нас публикации, чего мы достигли, с какими коллегами, лабораториями сотрудничаем, – рассказывает руководитель научной группы, старший научный сотрудник лаборатории физиологии микроорганизмов ИБФМ РАН Янина Делеган. – Мы видели список пунктов, они достаточно серьёзные. Учитывается и новизна работ, и значимость, и возможность применения в практическом плане.
Группа существует три года, и наши героини считают себя начинающими в данной области. Но стоит сказать, что в России подобным мало кто занимается, так что и сама область – начинающая.
– Мы сейчас разрабатываем технологию очистки почв от загрязнения тиофеновыми соединениями (содержащими серу), – говорит Янина Делеган. – Это достаточно распространённая проблема, потому что такие соединения встречаются в нефти. Если с нефтью, с углеводородами уже более-менее научились бороться, то тиофеновые соединения – это пока ещё тёмное, неизученное пятно в области экологической биотехнологии.
Влияние человека на почвы и воду огромно. Наши героини вносят свой вклад в технологии очистки повреждённых грунтов.
– Хотелось как-то, как бы пафосно ни звучало, улучшить этот мир. Человек влияет на экосистемы, наверное, в отрицательном плане. Нам хотелось нивелировать это воздействие. Хотя бы на какую-то долю процента, но попытаться, – говорит Янина.
– У меня есть несколько площадок мониторинга, которые находятся под многолетним антропогенным загрязнением, – рассказывает Юлия Кочаровская, магистрант ПущГЕНИ и сотрудник лаборатории. – В этих почвенных образцах превышение по тяжёлым металлам, ПАУ – полициклическим ароматическим углеводородам. Один участок до сих пор находится под влиянием Новочеркасской ГРЭС, на другой площадке раньше химический завод сливал свои отходы в озеро. Озеро пересохло, а загрязнение осталось. И вот, мы смотрим какой там состав микробных сообществ, как они справляются с этими веществами, как их состав коррелирует с сезоном года. И в дальнейшем можно будет, например, выделить микроорганизмы, которые способны выдержать такой высокий уровень загрязнения и справляться с ним, очищать окружающую среду.
Важно и то, что используют наши героини современные подходы – методы секвенирования нового поколения (секвенирование – общее название методов, которые позволяют установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК – прим. ред.). Это метагеномный анализ, когда выделяется и расшифровывается вся ДНК, которая есть в образце, затем данные анализируют с помощью специальных программ.
– Работа микробиолога – это работа с чистыми культурами. А чистые культуры можно получить только тех микроорганизмов, которые культивируется. А культивируется примерно один процент от всего микробного разнообразия, – рассказывает Юлия. – Все остальные как бы оставались не у дел. И вот, благодаря метагеномному анализу можно изучать микроорганизмы, которые не культивируется. Плюс исследовать, как они функционируют в сообществах. Потому что в чистой культуре микроорганизмы могут проявлять одни свойства, а здесь – поддерживать друг друга либо угнетать.
Данные могут использоваться для решения проблем загрязнения почв в южных регионах России.
– Мы сделали несколько своих модификаций методов, разрабатываем в партнёрстве с коллегами подходы, применимые именно для данных почв. Нужно понимать, что для каждого конкретного типа есть некая своя специфика, и те методы, которые мы используем для юга России, не подойдут, например, для какого-нибудь условного Архангельска, – отмечает Янина.
Работа идёт в партнёрстве с ведущими университетами и биотехнологической лабораторией. Ещё одно направление – изучение реакции актинобактерий на стрессовые и просто изменяющиеся условия (смена субстрата или температуры).
– Полученные результаты позволяют предположить, что существует неизвестный ранее у актинобактерий путь утилизации дибензотиофена, – рассказывает Екатерина Французова, сотрудник научной группы. – Наиболее полные знания о метаболической активности помогут в создании более эффективно биопрепарата для очистки загрязнённых почв. Когда узнала о премии, конечно, обрадовалась. Ведь это доказывает то, что мы занимаемся полезным делом и двигаемся в правильном направлении ради науки.
О роли премии в развитии учёного говорила и Янина Делеган: «Когда ты молод, сложно подтвердить самому себе, что ты идёшь правильным путём». Как руководитель группы она подчёркивает, насколько важны для молодых исследователей мотивация и поддержка желания развиваться в своём направлении.
– Я считаю, должна быть поддержка от государства, правительства, чтобы люди не уходили в коммерцию, не эмигрировали, а именно задерживались, чтобы развивать науку. Такие премии помогают понять, что ты делаешь всё правильно. Как минимум у нас укрепилась уверенность в том, что мы делаем полезные вещи для развития российской науки. Видимо, конкурсная комиссия посчитала, что данная работа действительно значима наравне с медицинскими технологиями, с ковидом тем же. Просто нельзя забывать, что существуют ещё экологические проблемы, и нашим детям жить в этом мире.
Текст: Диана Ларионова.
Фото: Сергей Воронин.