Необычная и в то же время тематическая выставка состоялась с 5 по 30 августа 2024 года в стенах здания, в котором расположены два подразделения ФИЦ «Пущинский научный центр биологических исследований РАН» – Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН и Институт фундаментальных проблем биологии РАН. Научные тематики институтов прочно связаны с растениями и главным процессом на Земле – фотосинтезом. Представленная выставка родилась благодаря этому же процессу. Изображения, подготовленные автором, выполнены в технике солнечной, или, как ее ещё называют, хлорофильной печати.

«Фотопроект «С чистого листа» – это поиск равновесия между энергией жизни и спокойствием погружения в собственные мысли, балансирование между созерцанием и творением. Это мой визуальный дневник с отпечатками воспоминаний», – говорит о нем автор выставки. Елена Акулова занимается художественной фотографией с 2016 года, она член Союза фотохудожников России, однако техника хлорофильной печати – новый этап творчества.

«Это трогательный и значимый момент в моей жизни, это первая такая выставка, и я очень рада, что она проходит в этом пространстве, потому что вижу отношение зрителей, причастных к науке. Я лингвист и педагог, мне очень приятно оказаться в вашей камерной атмосфере людей-единомышленников, которые не только делают науку, но и разговаривают со мною на одном творческом языке. Очень рада, что вы меня пригласили и благодарна, что именно здесь, среди вас, я впервые увидела свои работы в распечатанном виде и в таком достойном обрамлении», – отметила автор выставки Елена Акулова.

В мир фотографии Елена вошла через жанр «Натюрморт», требующий от автора такие качества как внимательность к деталям, проницательность и обостренное чувство красоты, которые Елена успешно применяет и в стрит фотографии. В 2022 году ее работа «Две Женщины» победила в конкурсе Russian Photo Awards 2022 в номинации «Мобильная фотография» и была отмечена редакторами международного конкурса LenseCulture Portrait Awards в 2023 году. В последнее время Елена занимается визуальными проектами, исследуя вопросы культурной и национальной идентичности, постоянно находится в поиске альтернативных средств визуального исследования. Фотопроект «Я (не) здесь», выполненный в технике коллажирования, участвовал в международной выставке IMPULSES в Ульяновске, а фотопроект «Ваби Саби или ничто не вечно, не совершенно и не закончено» принимал участие в выставке «Дневник моей жизни» VII Международного фестиваля фотографии «ФотоКрок» им. Сигизмунда Юрковского в Витебске.

«Три года назад мы по семейным обстоятельствам переехали жить совершенно в другой край, в республику Адыгея. И это была, конечно, встряска для всей нашей семьи. Переезд дал большой импульс моему творчеству – переживания, которые проходила вместе с семьей, я начала воплощать в фотографии. Очень много фотографировала, приводила в порядок свои архивные снимки, вступила в ряды членов Союза фотохудожников. Это переключало голову от каких-то бытовых переживаний, устройства на новом месте. Мне интересно узнавать жизнь новых народов, новую культуру, новых людей. Я почувствовала новый запах, вкус, новые ощущения во всём. Фотографировала в течение двух лет, и потом, вдохновившись идеей хлорофильной печати, подумала, почему бы мне этим не заняться. Мне показалось это очень тонко, очень символично. Это фотография в фотографии, материальное воплощение каких-то твоих образов, идей. Проект начала прошлым летом», – рассказала Елена Акулова на открытии выставки в Пущино.

«Люблю много ходить, стараюсь каждый день делать 10 тысяч шагов, и когда иду по городу, вижу достаточно скупую растительность, потому что южное солнце выжигает всю траву. Я пробовала использовать для создания отпечатков разные растения, и вот отозвались хосты. Вместе с этими растениями мы начали творить. Я узнавала технику. Информации на русском языке практически не было, и здесь мне помогли знания английского. Стала читать статьи, разбираться в технологии. Не все получалось с первого раза, но когда появился первый четкий отпечаток, радости не было предела, как будто ребенок родился!» – поделилась историей возникновения выставки Елена Акулова.

Для хлорофильной печати подходит не каждый снимок – нужна контрастность. Отобранные кадры Елена распечатывала на прозрачной пленке, помещала их на листья растений и вкладывала в специально подготовленные контактные рамы со стеклом. Затем в дело вступали солнечные лучи. Листочки хосты выцветали, однако под теми местами пленки, где было изображение, хлорофилл оставался темным. Так фотоснимок отпечатывался на листе.

Стандартные фоторамки Елене не подошли – картон из их комплекта становился влажным. Фотохудожника это не остановило, и Елена заменила картон… на разделочные доски! Для того, чтобы плотно прижать к подложке лист, пленку с изображением и защитное стекло, тоже потребовалась изобретательность, иначе стекло трескалось. В ход пошли строительные зажимы и бельевые прищепки.

«Действовала методом проб и ошибок. Все лето до глубокой осени я развешивала эти рамочки на балконе на веревочки и прикрепляла прищепками. То есть там, где обычно сушится белье, у меня с утра висели рамочки. Во второй половине дня солнце переходило на другую сторону квартиры, и я бегала с этими рамочками. Если куда-то уезжала, просила своих домашних, они переносили рамочки на другую сторону», – рассказала автор выставки.

Чтобы отпечаток проявился, требуется разное время, от нескольких часов до нескольких минут. «Если свет очень яркий, полуденный, лист выжигается просто моментально», – отметила Елена. На результат влияют множество факторов: интенсивность света, экспозиция, влажность воздуха, время суток, в которое был сорван лист. Изначально из десятка листочков, нужный эффект получался только на одном, но постепенно Елена стала чувствовать процесс настолько, что стала понимать, когда лучше прекратить воздействие света. Всё происходило интуитивно, так как открывать рамы и проверять нежелательно – слои «сэндвича» могут чуть-чуть сдвинуться, и изображение уже не будет резким.

Результат работы света можно было увидеть вечером или на следующее утро. И, по словам Елены, самое сложное начиналось как раз после этого: «Я не могу объяснить эти процессы, я не химик и не биолог, и делала то, о чем прочитала, изучая методику. Брала эмалированный тазик, наливала воду и добавляла туда ложечку чайной соды. И бросала этот листик прямо в кипящую воду на несколько минут. Минутки 2-3 он варился в кипятке с содой. Потом его доставала и окунала в следующий тазик – с медным купоросом. После того, как лист полежал пять минут в холодной воде с медным купоросом, я относила тазик в ванную комнату, где листик около 15 минут «купался» под проточной водой. А затем я его брала и красиво раскладывала «загорать» на листе бумаги».

Готовые изображения хранятся в темноте, альбомы или коробки нужно регулярно проветривать, и всё же, несмотря на бережное хранение, листочки со временем выцветают и не подходят в качестве выставочных образцов – на экспозиции представлены их фотокопии.

«Это тоже очень символично. Искусство вечно, но эмоции, которые мы проживаем – быстро проходят. Этот проект – реализация моих эмоций, моментов моей жизни, которые я соединила с фотографией. Я сорвала вот этот листок, который рос на этой земле, и мы вместе проживали какие-то события. Такое материальное воплощение моих мыслей, моих чувств, моих эмоций. Я очень рада, что кто-то оценил и кому-то нравится», – сказала Елена Акулова.

«С точки зрения культурного контекста пущинские институты – пространство, где этот фотопроект максимально уместен, где люди могут оценить работы с точки зрения и искусства, и науки, – отметила инициатор размещения в галерее ИФХиБПП РАН экспозиции хлорофильной печати Евгения Комарова, секретарь Союза фотохудожников России и председатель регионального отделения Московской области Союза фотохудожников России. – Очень интересно, когда художественные выставки проходят в институтах, потому что аудитория научных сотрудников зачастую не такая, как в Домах культуры или выставочных залах музеев. Это некий другой бэкграунд, другое восприятие, что называется, научный разум. Получается, здесь и художественная составляющая, и этическая составляющая, и люди, которые будут всерьез интересоваться творческим процессом».

«Я очень благодарна Елене Акуловой и Евгении Комаровой за выставку, потому что она попала просто 100% на своё место. Здесь у нас вот это коридор, где встречаются сотрудники института фотосинтеза и института почвоведения. А на выставке – картины, создаваемые фотосинтезом. Фантастика!» – поделилась впечатлениями куратор выставочного пространства ИФХиБПП РАН, кандидат биологических наук, член Союза фотохудожников России Елена Зубкова.

«Это просто в десяточку!» – поддержали зрители, пришедшие на встречу с Еленой Акуловой.

«Приятно, что первая моя выставка проходит именно в научном институте. Я кандидат педагогических наук, филолог, лингвист, преподаю в университете, и очень высоко ценю общество, в котором оказалась и которое действительно может оценить работы с точки зрения многих уровней и междисциплинарности. Я далека от фотосинтеза, почвоведения, ботаники, но меня почему-то так тронула идея хлорофильной печати своей глубиной, тонкостью, какой-то изящностью, что я просто пошла по зову своего сердца. И делала проект с большим энтузиазмом, отдавая себя вот этим листочкам, рамочкам. Это было моё личное открытие», – сказала Елена Акулова.

Организаторы и посетители выставки сошлись во мнении, что художественные произведения позволяют по-другому взглянуть на задачи и проблемы, которые нас окружают в реальной жизни. Изображение создаёт среду, некий настрой, иное течение мыслей. В научных исследованиях немало творческих аспектов, и зачастую, увидев что-то случайно, можно начать решать научную проблему иначе.

«Энергия творчества и науки – это очень важно. Чем больше мы смотрим, слушаем, общаемся с разными людьми, тем больше мы обогащаемся. Для меня, конечно, большая честь, что люди будут смотреть выставку и, может быть, вдохновляться», – сказала автор фотографий.

«Результат хлорофильной печати всегда непредсказуем, потому что слишком много факторов влияют на финал этого волшебного процесса, – считает Елена Акулова. – Но эта особенность так напоминает мне человеческую жизнь, каждый день которой – новый чистый лист, на котором у нас есть возможность написать что-то хорошее».

После Пущино работы автора в технике хлорофильной печати отправятся на международную выставку в Китай.

Текст: Ирина Масленникова